30 января 2024 года на базе МОБУ СОШ №1 состоялся семинар-практикум по подготовке к итоговому собеседованию обучающихся 9-х классов. Мероприятие было адресовано экзаменаторам-экспертам.
Едва ли кто станет отрицать, что умение говорить правильно, образно очень важно. Ведь по речи человека можно судить не только о его интеллектуальном уровне, но и о духовном развитии.
«Заговори, чтоб я тебя увидел», - писал Сократ.
Выпускникам 9 классов предстоит сдача устного экзамена по русскому языку. Для получения «зачёта» важно систематически готовиться: читать и анализировать тексты, практиковать устное изложение мыслей, тренировать навыки ведения диалога.
Итоговое собеседование включает в себя четыре задания — чтение текста, пересказ, монолог и диалог. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за собеседование, — 20, а для его прохождения нужно получить как минимум 10 баллов.
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы Ахатова А.М. особое внимание уделила критериям оценивания, потому что в этом году они претерпели изменения. Айсылу Маратовна остановилась на структуре контрольно-измерительных материалов итогового собеседования, отметив, что самыми сложными заданиями для обучающихся являются пересказ теста и монологическое высказывание, поскольку на подготовку дается очень мало времени. При этом пересказ должен быть подробным с обязательным добавлением цитаты, а монологическое высказывание (описание, повествование или рассуждение) должно быть связным, цельным, завершенным. Также она поделилась опытом работы по обучению пересказу: напомнила правила выразительного чтения текста, рассказала об особенностях подробного пересказа. Кроме того, подсказала коллегам, какие советы можно дать обучающимся при подготовке к итоговому собеседованию.
Учителя изучили задания контрольно-измерительных материалов, а также критерии их оценивания. Они почувствовали себя в роли учеников, читая и пересказывая текст, выбирая место для цитаты и используя разные способы цитирования.
На семинар-практикум были приглашены обучающиеся 9в класса МОБУ СОШ №1. Вместе с Айсылу Маратовной в роли экзаменатора -собеседника они продемонстрировали свое умение читать и пересказывать текст, вести диалог. Обучающиеся составили монологи на темы: «В музее» (на основе описания фотографии), «Помощь другу» (повествование на основе жизненного опыта), «Что значит быть образованным человеком в современном мире?» (рассуждение по поставленному вопросу). Участники семинара, экзаменаторы- эксперты, рассмотрев примеры выполнения заданий, оценили их ответы по установленным критериям, указали ошибки, которые были допущены обучающимися. Особое внимание было уделено оцениванию учеников с задержкой психического развития.
Чтобы правильно оценить ответы учеников, экспертам нужно знать типы грамматических и речевых ошибок. Поэтому с учителями была проведена практическая работа на определение и исправление таких ошибок.
Во время семинара учителя-эксперты обсудили спорные вопросы по критериям оценивания. Они научились оформлять и обобщать результаты проверки, соблюдая требования. Было принято решение, что учителям-экспертам в рамках ШМО нужно провести подготовительную работу с учителями-собеседниками, рассказать им о требованиях, предупредить о возможных ситуациях, объяснить все действия и слова собеседника.
Руководитель ММС Закирова Л.Ф. рассказала о спецификации ГВЭ в 2024 году.
Семинар прошел плодотворно и имел практическую значимость для учителей.
|