С целью совершенствования теоретической и научно-методической подготовки учителей русского языка и литературы, повышения их общей и профессиональной культуры и навыков проверки (оценивания) итоговых сочинений 10 ноября 2021 года на базе МОБУ СОШ №1с.Бураево состоялся районный семинар по теме «Актуальные проблемы подготовки к итоговому сочинению в 2021/22 учебном году выпускников 11 классов общеобразовательных организаций», в котором приняли участие учителя русского языка и литературы со всех средних школ.
1 декабря 2021 года одиннадцатиклассники проходят первое испытание как допуск к ЕГЭ. Будущим выпускникам предстоит написать итоговое сочинение по литературе. Закирова Л.Ф., руководитель ММС, ознакомила учителей с требованиями к итоговому сочинению, критериями оценивания. Она рассказала о порядке проведения итогового сочинения в образовательных организациях. Руководитель РМО Ахатова А.М. объяснила структуру сочинения-рассуждения.
Педагогический опыт по подготовке выпускников к написанию итогового сочинения был представлен учителями русского языка и литературы. Они раскрыли направления итогового сочинения в 2021 году, предложили возможные темы сочинений по каждому направлению и ряд художественных текстов, которые можно использовать в качестве иллюстративного материала к аргументации, обменялись опытом с коллегами по обучению написания сочинения. Валиахметова З.М., учитель МОБУ Гимназия №2 с.Бураево, проанализировала 2 сочинения своих обучающихся «Возможен ли жизненный путь без ошибок?» по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Зиля Мавлетьяновна в анализе показала, как обучающиеся написали тезис по теме, привели аргументы. Она подробно разъяснила, почему одна из работ получила «зачёт», а другая- «незачёт». Сарваева Г.А., учитель МОБУ СОШ д.Большебадраково, продемонстрировала сочинение обучающегося «Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?» по направлению «Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?». Гульнара Абзалетдиновна со своими учениками пришла к выводу, что цивилизация и технологии – это и спасение, и вызов, и трагедия. Хазипова С.И., учитель МОАУ СОШ №3, представила отрывки из разных сочинений на тему «Какое наказание для преступника является самым страшным?» по направлению «Преступление и наказание». Анализируя работы своих обучающихся, Светлана Ильшатовна указала, что последствия совершенного злодеяния всегда тяжелы и неизбежны. Одни, мучаясь совестью, готовы сдаться, лишь бы обрести покой, другие же – не выдерживают жизни в одиночестве и готовы на все, чтобы получить искупление своих грехов. Ахатова А.М., учитель МОБУ СОШ №1, прочитала сочинение на тему «Как влияет музыка на человека?» по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня». В сочинении обучающейся учителя увидели микровыводы после примеров, логические переходы к новой мысли. Выступая по направлению «Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина», Фамутдинова И.Х., учитель МОБУ СОШ д.Новотазларово, пояснила, что в этом направлении будут собраны темы, связанные с проблемами государства и общества. Выпускнику нужно будет описать ответственного гражданина, высказать мнение о пороках и их источниках, поразмышлять над темой человеческого счастья, взаимопомощи. В сочинении ученика «Всегда ли общество ценит достойных людей?» Ирина Хамзиевна акцентировала внимание учителей на микровыводах после каждого примера и на общем выводе по сочинению. Участники семинара проявили огромный интерес к сочинениям, включились в активное обсуждение, в процессе работы семинара участниками был расширен контекст художественных текстов для аргументации.
В конце семинара учителя задались вопросом: «Зачем же нужно итоговое сочинение?» Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Семинар по подготовке к итоговому сочинению был полезным для всех учителей. |