2 ноября 2020 года состоялся онлайн семинар учителей русского языка и литературы. Вначале руководитель РМО Ахатова А.М. рассказала об изменениях в проекте демоверсии ЕГЭ 2021 по русскому языку. Подробно было рассмотрено 9 задание тестовой части. Учителя по алгоритму выполнили 5 вариантов задания №9 ЕГЭ по сборнику И.П.Цыбулько, ведь нельзя добиться успеха в чём-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.д. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разбираться во всех нюансах предлагаемых заданий.
2 декабря 2020 года одиннадцатиклассники проходят первое испытание как допуск к ЕГЭ. Будущим выпускникам предстоит написать итоговое сочинение по литературе. Айсылу Маратовна ознакомила учителей с требованиями к итоговому сочинению, критериями оценивания и типичными ошибками.
Шарипова М.Д., руководитель ММС, рассказала о порядке сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения, о порядке проведения итогового сочинения в образовательных организациях. На семинар подключился начальник отдела образования Хузин Ф.Р. Он говорил о повышении качественной успеваемости обучающихся по русскому языку и литературе.
Учителя русского языка и литературы не только организовывают подготовку своих учеников, но и обмениваются опытом с коллегами по обучению написания итогового сочинения. Они обсудили аспекты тем по направлениям и рассмотрели примерные темы сочинений. Гадылгареева А.Д., учитель МОБУ СОШ №1 с.Бураево, проанализировала сочинение своего обучающегося «Как исторические события влияют на судьбу человека?» по направлению «Забвению не подлежит». Альбина Даниловна в анализе показала, как обучающимся написан тезис по теме, который красной нитью проходит через всё сочинение, показала способы привлечения литературного примера. Тасбулатова А.Б., учитель МОБУ СОШ №1, продемонстрировала сочинения обучающихся «Что мешает человеку быть счастливым?», «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?» по направлению «Я и другие». Сочинения соответствовали всем требованиям и критериям оценивания. Анна Борисовна предложила учителям план итогового сочинения. Валиахметова З.М., учитель МОБУ Гимназия №2, познакомила с сочинением «Почему люди боятся перемен?» по направлению «Время перемен». Анализируя работу своего обучающегося, Зиля Мавлетдиновна указала на недочёт в заключении, оно не совсем соответствовало вступлению. Мусина Р.Р., учитель МОБУ СОШ с.Челкаково, прочитала работу Нигаматьянова Ильнара «Какой опыт духовно обогащает человека?» по направлению «Разговор с собой». В сочинении обучающегося учителя увидели микровыводы после примеров, логические переходы к новой мысли. Выступая по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения», Ахунова Л.М., учитель МОБУ СОШ д.Большебадраково, пояснила, что по комментарию от ФИПИ для аргументации понадобятся современные книги о молодежи, которых в школьной программе нет. Никак не получится раскрыть темы этого направления, используя только классическую литературу. Ляйсян Мунавировна посоветовала прочитать повесть Тамары Крюковой «Ловушка для героя», «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, а Анна Борисовна -рассказ Игоря Лёвшина «Полёт».
В конце семинара учителя пришли к выводу, что итоговое сочинение - это необходимость, продиктованная временем, и учителям русского языка и литературы необходимо выстраивать систему работы над сочинением на протяжении всех лет обучения, развивать у обучающихся привычку к чтению, привычку работать в режиме интерпретации, мыслить и высказываться самостоятельно.
Семинар по подготовке к итоговому сочинению был полезным для всех учителей. |